Женские эталоны

Александра Коллонтай

ЖЕНСКОЕ УМЕНИЕ БЫСТРО МЕНЯТЬ МОДЕЛИ ПОВЕДЕНИЯ

Управление внешними обстоятельствами для решения своих задач. Но примере Алесандры Коллонтай. 

ЖЕНСКОЕ УМЕНИЕ БЫСТРО МЕНЯТЬ МОДЕЛИ ПОВЕДЕНИЯ

«Как младшая в семье, — писала Коллонтай в автобиогра­фии, и притом единственная дочь отца (мать моя была за­мужем вторично), я была окружена особой заботой всей на­шей многочисленной семьи с ее патриархальными нравами».

- Не знаю, право, что из Шуры выйдет? — огорчалась Мама. — Ни к чему ее не приучишь. К хозяйству нет терпения, шить и вышивать не любит, даже в куклы не умеет играть, Шура не капризная, но в ней сидит двойное упрямство — чу­хонское да хохлацкое. Сколько раз я ей запрещала рыться в книгах у дедушки в кабинете. Чуть недосмотришь — она  там.

Шурочка много читала и мечтала стать писательницей. Она была чувствительным ребенком, склонным к сострада­нию и жалости. В ней жили врожденное чувство справедливо­сти и протест против социального неравенства. Но это не ме­шало ей наслаждаться жизнью.

«За роялем тапер уже выстукивает веселую польку, — вспо­минала она счастливую юность. — Наскоро приседаю перед хозяйкой дома и уже несусь по паркету с первым подхватив­шим меня кавалером.[…]

 

Александра Домонтович отличалась сильным характером,  целеустремленностью и хотела учиться. Родители дали ей домашнее образование. Как и полагалось генеральской дочке, у нее были няня, гувернантка, приходящие учителя. В 16 лет Шурочка сдала экстерном экзамен на аттестат зрелости и по­лучила право преподавать. Но родители ждали от нее не тру­довой деятельности, а замужества и внуков. И тут у них возник первый конфликт с любимой дочерью.

Сама мысль о браке не по любви, а по расчету возмущала юную Шурочку. Ее представления о жизни были весьма на­ивными: «Любить? Что значит любить? Вот Мими любит дя­дю Леню, а выходит за Васю. Замужество? После истории с Мими я гоню всякую мысль о замужестве. Гадостно... Сестры спят в одной комнате с мужьями, а папа с мамой в одной по­стели. Мучительно стыдно за них, и особенно обидно за маму и папу. Если я выйду замуж, буду жить с мужем в разных комнатах».

Ее крестным отцом был генерал от инфантерии Михаил Иванович Драгомиров, крупный военачальник и военный те­оретик. Сын генерала Драгомирова Иван, безнадежно влюб­ленный в очаровательную Шурочку пустил себе пулю в лоб. Он стал первым в длинном ряду мужчин, которые буквально сходили с ума от любви к Александре Михайловне. Причем она продолжала покорять сердца молодых мужчин и в далеко не юном возрасте...

Она отказывала всем, кто просил ее руки. Влюбилась в сво­его троюродного брата Владимира Людвиговича Коллонтая, с которым познакомилась в Тифлисе, куда ездила с отцом. Роман, возможно, не выдержал бы испытания разделявшим их огромным расстоянием. Но Коллонтай приехал в Санкт-Пе­тербург и поступил в Военно-инженерную академию: «Два го­да я боролась с родителями, чтобы получить их согласие на брак с красивым и веселым Коллонтаем. Он необыкновенно хорошо танцевал мазурку и умел веселить и смешить нас в течение целого вечера».

Конечно, умение хорошо танцевать и смешить девушек — немалое достоинство, но, видимо, всё-таки не главное в се­мейной жизни. Однажды она призналась, что вышла замуж «в виде акта протеста против воли родителей». Они в конце кон­цов сдались и благословили этот союз. В 1893 году Александ­ра и Владимир обвенчались. В 1894 году у них родился сын Михаил. Шурочка его обожала, придумывала ему множество ласковых имен — Мишука, Мимулек, Михенька... Других де­тей у нее не будет.

Владимир Коллонтай со временем дослужился до генерала. Он бесконечно любил жену, но Александра не питала к нему столь же сильных чувств. Да она и не желала быть просто же­ной, которая сидит дома и ждет, когда муж придет со службы: «Хозяйство меня совсем не интересовало, а за сыном могла очень хорошо присматривать няня».

Ей вообще хотелось свободы, ведь ее жизнь еще только на­чиналась. Александру Коллонтай тянуло к ярким личностям. Отношения с мужем показались слишком пресными: «К Вла­димиру Людвиговичу оставалась девичья влюбленность. Но мужем он не был и никогда не стал для меня. Тогда женщина во мне еще не была разбужена. Наши супружеские отношения я называла “воинской повинностью”».

У нее завязался первый роман на стороне, и они с мужем разошлись. Но его фамилию она носила до конца жизни. Раз­вод они долго не оформляли — пока Владимир Людвигович не захотел вновь жениться. Он ушел из жизни рано, в 1917 го­ду, столь важном в судьбе его первой жены. Александра Ми­хайловна впоследствии позаботилась о его вдове и взяла ее под свое крыло. […]

«Женщины и их судьба, — писала Александра Михайлов­на, — занимали меня всю жизнь, и их-то участь толкнула меня к социализму».

В августе 1898 года, оставив сына (он воспитывался от­цом), она отправилась в Швейцарию — за границей женщине легче было получить высшее образование. Поступила в Цю­рихский университет на факультет экономики и статистики. В том же году появилась ее первая работа — «Основы воспи­тания по взглядам Добролюбова».

На следующий год Александра Коллонтай летом поехала в Англию изучать рабочее движение. Осенью вернулась. В 1901 году вновь отправилась за границу. Там она познакоми­лась с видными социал-демократами - Георгием Валентино­вичем Плехановым, Карлом Каутским и Розой Люксембург. После смерти отца в 1902 году Александре Михайловне оста­лось имение в Черниговской губернии, что избавляло ее от за­бот о хлебе насущном. В отличие от других революционерок она придавала значение своей внешности, красиво и модно одевалась.

Оставаться за границей Александра Михайловна не соби­ралась. Бурный темперамент требовал действий. Она верну­лась в Россию, чтобы бороться, во-первых, за равноправие женщин и, во-вторых, за предоставление Финляндии незави­симости. Она любила финнов и Финляндию. В юности обо­жала жить у деда по матери Александра Масалина — в его имении Куусаа под Муолаа (Куусанхови, теперь это село Кли­мово под Выборгом). Коллежский советник сделал состоя­ние, торгуя лесом, в Куусаа он построил красивое двухэтажное здание.

В дедовском доме была замечательная библиотека, и она очень пригодилась юной Коллонтай.»

Млечин М.Л., Коллонтай., М., Молодая Гвардия., 2013 г., стр. 11-13,14